Суббота, 20.04.2024, 03:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Поиск по сайту
Форма входа
Победы
Конкурсы -2012
Рейтинг сайтов
Учащимся
Сайт живёт
Посетители сайта
Сейчас на сайте: 1
Кто зашел в гости: 1
Кто зарегистрировался: 0

Сайт учителя русского языка и литературы

Моя копилочка

Главная » Статьи » Материалы к сочинению на лингвистическую тему (ГИА)

Зачем нужны запятые?

                                                     Зачем нужны запятые?

Запятая считается наиболее распространённым знаком препинания в русском языке. Она появилась в XV веке. По мнению П. Я. Черных, слово «запятая» — это результат субстантивации (перехода в существительное) от глагола запяти (ся) — «зацепить(ся)», «задеть», «заколоться». В. И. Даль связывает это слово с глаголами «запясть», «запять», «запинать» — «останавливать», «задерживать».

Запятую ставят, когда хотят сказать: «Я ещё не закончил своё сообщение, читайте дальше». С одной стороны, запятая противопоставлена точке (сообщение не закончено), с другой — многоточию (пишущий не намерен прерывать своё сообщение). Запятые — это своеобразные крючки, за которые цепляются связанные воедино замыслом автора текста фрагменты предложения. Так что они не столько обособляют или выделяют, сколько объединяют.

Запятая – самый строгий и чёткий по своему назначению знак, потому что, где запятая — там нужно запнуться вниманием и ритмом фразы.

Запятая совершенно необходима (там, где она разъединяет предложения, то есть разные части мысли в составе общего целого), желательна (при однородных определениях) или факультативна (выделения при уточнениях и сравнениях).

Рассмотрим случаи обязательной постановки запятой.
Запятая ставится

1. Для разделения однородных членов предложения:

а) если они не соединены союзами;

На пороге избы встретил меня старик, лысый, низкого роста, плечистый и плотный.

б) если связаны противительными союзами а, но, да ( в значении но);

Она говорила мало, но толково.

Мал золотник, да дорог.

в) если они соединены повторяющимися союзами.

Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звёзды, и луну.

2. Для выделения обращений.

Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?

Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него запятой.

О Волга, колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?

3. Для выделения вводных слов и вводных предложений.

Ты, я вижу, славный малый.

4. Для выделения междометий.

Ах, как скоро ночь минула!

5. Для выделения слов да, конечно, ладно и др., обозначающих утверждение, слова нет, обозначающего отрицание, и слова что, употребляемого для вопроса.

Да, были люди в наше время.

Нет, рано чувства в нём остыли.

Что, испугался?

7. Для выделения обособленных второстепенных членов: определений, приложений, обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами и распространённых обстоятельств, выраженных существительными с предлогами, уточняющих обстоятельств, дополнений.

Ярко зеленели озимь и яровые, охваченные утренним солнцем.

Могучий лев, гроза лесов, лишился силы.

Его лошадка, снег почуя, плетётся рысью как-нибудь.

Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть.

Однажды в субботу, рано утром, я ушёл в огород Петровны ловить снегирей.

Лекарь второпях, вместо двадцати капель, налил целых сорок.

8. Для разделения простых предложений в составе сложных.

Дождь капал, ветер выл уныло, и с ним вдали во тьме ночной перекликался часовой.

По материалам сайта СТО ТЫСЯЧ ПОЧЕМУ
Категория: Материалы к сочинению на лингвистическую тему (ГИА) | Добавил: nelga (03.03.2011)
Просмотров: 12870 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.7/10
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]