Понедельник, 11.12.2017, 05:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Поиск по сайту
Форма входа
Победы
Конкурсы -2012
Рейтинг сайтов
Учащимся
Сайт живёт
Посетители сайта
Сейчас на сайте: 1
Кто зашел в гости: 1
Кто зарегистрировался: 0

Сайт учителя русского языка и литературы

Моя копилочка

Главная » Статьи » Кабинет русского языка и литературы

Эссе на конкурс "Учебный кабинет - творческая мастерская учителя"

     Там, где живут слова

     Школа – это мастерская, где формируется мысль                                                                               подрастающего поколения…

                                                                              Анри Барбюс.

     Если вся школа, по мнению Анри Барбюса, является мастерской для наших учеников, то школьные кабинеты – это отдельные участки этой мастерской, помещения, где проходит удивительная и увлекательная часть  школьной жизни.

         К сожалению, в кабинете учителю приходится заниматься не только творчеством. В своем кабинете учитель выступает во многих ипостасях: он и творец, он и дизайнер, он и строитель, маляр, уборщик. Это второй дом, который, как и любой хозяин, учитель холит и лелеет, оставляет в нем частичку самого себя, частичку своей души, да и (что греха таить!) свои деньги.

           Моя родная школа. Здесь я училась, здесь незаметно пролетели два десятилетия моей рабочей биографии. Кажется, завяжут мне глаза, все равно дорогу к школе, к своему родному кабинету я найду без особого труда. К счастью, все годы работы я имею свой кабинет. Почему «к счастью»? Да потому, что тяжела участь учителя, не имеющего своего кабинета: вечные скитания по учебным помещениям с кипой нужного для урока оборудования, книгами и тетрадями.

        Я хозяйка кабинета русского языка и литературы, кабинета под номером тридцать три.  Я люблю приходить в школу рано, когда еще пусты коридоры, когда тихо на школьных этажах. Ровно тридцать три ступеньки  нужно преодолеть от входа на территорию школы к моему родному кабинету. Второй этаж, угловой кабинет. Днём в нём  много солнечного света, проникновению которого  не мешают деревья в школьном парке. Угловой – это даже выгодно: не слышен шум из коридора. Здесь, в кабинете русского языка и литературы,  рождаются и живут слова, здесь приходит вдохновение, здесь  проходит проба пера.

             Мой кабинет, как и всякий учебный  кабинет, выполняет несколько функций. Это и  учебное  помещение, где проходят уроки, дополнительные занятия с отстающими и одаренными детьми. Это и  игровая  площадка, где проводятся различные внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе. Это и  методический  центр, где собираются на свои заседания учителя школьного и районного методических объединений. Это и консультационный  пункт для подготовки к предметным олимпиадам и экзаменам. Это и  библиотека, где можно найти справочную, методическую и энциклопедическую литературу. Кабинет – это самое важное место в школе для учащихся моего класса: здесь мы общаемся, проводим внеклассные мероприятия, готовимся к выставкам и конкурсам, репетируем. И, кажется, это не все функции, которые выполняет кабинет русского языка и литературы номер тридцать три. А родительские собрания? А проведение в стенах кабинета предметных олимпиад школьного и муниципального уровня? А проведение итоговой аттестации выпускников  (наша школа – центр для проведения экзаменов)?   Бывает, что  в кабинете проводят  уроки другие учителя – предметники. Значит, снова учебная функция, но уже  другого направления?  Кабинет русского языка и литературы живет насыщенной жизнью в течение всего учебного года.

          Мой путь к учительскому столу проходит через весь кабинет: таково уж расположение двери. Медленно прохожу по кабинету. Включаю свет, дополнительное освещение над доской, подключаю  компьютер и медиапроектор. Всё оживает.  У меня есть несколько минут, чтобы по – хозяйски оглядеть кабинет: всё ли в порядке? Всё ли готово к новому рабочему дню?  Слева - встроенная в стену ниша. Одну часть её я использую  для хранения таблиц, плакатов, раздаточного материала. Вторая часть ниши предназначена для хранения хозяйственных принадлежностей. Куда же без них!  Верхняя часть ниши, полая часть, заставлена книгами, заложена стопками методических журналов.                                                  

           Стену возле двери занимает стеллаж  с книгами: словарями, справочниками, энциклопедиями. Его когда- то изготовил отец моей ученицы, замечательный умелец, к сожалению, ныне уже покойный.  Здесь  нашли свой приют  кашпо с комнатными растениями, сувениры и картины, даже кубок за победу в спортивных соревнованиях  вписывается в общую обстановку. А еще небольшие флажки – символы нашей Родины.  Картин и сувениров  в кабинете много. Большая часть – это подарки моих учеников, работы наших забайкальских художников. Все они в той или иной мере используются на уроках. Вот копии картин знаменитых русских художников «Над голубым простором» и «Девочка с кувшином». Отличный материал для проведения уроков русского языка в средних классах. Вот пейзажи, на которых изображена наша забайкальская природа. Тоже хорошее подспорье для уроков развития речи. Портреты писателей. Их, как  и картин, в кабинете много. Выполнены они в различной технике:   гравюра, пластик, чеканка, литьё.  Немного сумбурно разбросаны они по кабинету. Но в этом даже есть особенная прелесть: изображения великих художников слова везде!                                        

       На стеллаже всегда находят своё место  творческие работы учащихся. Вот и сейчас здесь  выставили свои работы мои самые маленькие ученики – шестиклассники: к «Трём пальмам» М.Ю. Лермонтова, к русским народным сказкам, к «Белому пуделю» А.И. Куприна,  иллюстрации к произведениям.                                                                                                                                                                                                     

         Классный уголок. Без него не обходится ни один школьный  кабинет, если у учителя есть ещё и классное руководство. Вот где простор для фантазии! Бросаю взгляд на классный уголок. Что – то новенькое появилось. Ах, да… Вчера получили грамоту за очередную победу.  Уголок  моего 9 в класса – это выставка наших достижений,  наша гордость. Это информационный стенд для родителей. Здесь можно увидеть и фотографии детей, текст Гимна России, поздравления с Днем рождения  и много другой полезной и нужной информации.

        Прохожу мимо ровных рядов парт. Мебель светлая, достаточно удобная и легкая. Очень просто её вынести из класса.  Это немаловажно: ведь иногда мой обычный кабинет превращается в танцевальный  и игровой зал, концертную площадку.

 В моем кабинете очень хорошая доска: зеленая, ровная, современная. Писать на такой доске одно удовольствие!  Возле доски – светлая, в тон мебели, подставка для телевизора и видеоплейера. На учительском столе – компьютер и медиапроектор.  Все это: и новая мебель, и оргтехника – подарки  выпускника нашей школы В.М. Шкулёва.                       

       Учительский стол. О нём отдельный разговор. Это место, где царит творческий беспорядок: нужные диски, рабочие тетради,  книги, папки, ручки и карандаши.  Папки с документацией всегда под рукой: рабочие программы, паспорт кабинета, папки с документами по классному руководству и работе школьного методического объединения. С одной стороны, на столе творческий беспорядок. Но в этом беспорядке чувствуется тот самый порядок, к  которому я привыкла, который мне так необходим. Учительский стол – это центр притяжения. Именно возле стола вечно толпятся мои ученики. Мы вместе осваиваем компьютер. Да и сам компьютер – огромная база различных  нужных материалов.                                                                                        

         Пожалуй, один только шкаф, который мы с ребятами так же, как  нишу, стеллаж, радиаторы  окрасили в неброский серый цвет, смотрится среди современной мебели каким – то колченогим старцем. Но и он вполне вписывается в интерьер кабинета. Без этого шкафа никак нельзя: здесь шпаргалки для уроков литературы и русского языка, памятки для учащихся, раздаточный материал, материал для подготовки к экзаменам  – словом, всё то, что необходимо ребятам и учителю и на уроках. Здесь тетради учеников. И везде книги, книги, книги…

        Слышу быстрые шаги за дверью. Это идут мои мальчишки делиться последними новостями. Следом войдут  мои девчонки. Потом начнут подтягиваться шестиклассники: у них сегодня два первых урока. Начинается обычный школьный день. А мне предстоит снова увидеть, как рождаются слова.

        Выпускники разных лет, приходя в наш кабинет, говорят, что ощущают атмосферу творчества, невольно вспоминают, как  рождаются слова.  Наверно, такова награда за мой труд, за стремление сделать так, чтобы мои ученики чувствовали себя комфортно в этом кабинете. И тогда здесь рождаются слова любви и признательности, добрые и честные слова о прошедших школьных днях.

      За внешней оболочкой, за теплом и уютом не видно того, что  улавливает лишь хозяйский взгляд. Давно кабинету требуется не косметический, а настоящий ремонт.  А телевизор и компьютерная система уже безвозвратно устарели и требуют замены. Но это  пока недостижимо…

  И всё же… Все же не место красит человека…

Категория: Кабинет русского языка и литературы | Добавил: nelga (24.02.2011)
Просмотров: 6134 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.7/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]