Понедельник, 11.12.2017, 05:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Поиск по сайту
Форма входа
Победы
Конкурсы -2012
Рейтинг сайтов
Учащимся
Сайт живёт
Посетители сайта
Сейчас на сайте: 1
Кто зашел в гости: 1
Кто зарегистрировался: 0

Сайт учителя русского языка и литературы

Моя копилочка

Главная » Статьи » Рекомендации учителю

Рекомендации по разработке мультимедийных презентаций
Рекомендации по разработке мультимедийных презентаций.
Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом. 
На этапе создания мультимедийной презентации необходимо учитывать следующие моменты:

? Психологические особенности учащихся данного класса

? Цели и результаты обучения

? Структуру познавательного пространства

? Местоположение учащихся

? Выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока

? Цветовую гамму оформления учебного материала

  Многочисленные наблюдения при посещениях уроков и других мероприятий, беседы с учениками и учителями об эффективности и результативности использования презентаций позволили мне сделать некоторые выводы. Если мы хотим, чтобы слайд-сопровождение максимально эффективно способствовало образовательному процессу, требуется соблюдать некоторые правила, отвечающие особенностям восприятия любой информации. 
Во-первых - это выбор шаблона.Презентация, как и любое устное выступление, должна начинаться с разработки плана и структуры. Необходимо разбить текст на разделы (блоки), выделить вступление и заключение. Продумать текст для первого и последнего слайда. Для визуального восприятия разных разделов (блоков) презентации хорошо использовать разные шаблоны слайдов и определенную цветовую гамму. Например, если информация разбита на 3 части, то надо использовать 3 шаблона. Таким образом, слайды одного шаблона будут подсказывать, что речь идет о соответствующем разделе. Для первого и последнего слайдов целесообразно воспользоваться одинаковыми шаблонами. В результате возникнет чувство законченности слайд - фильма, как в книге, где первая и последняя страницы имеют одинаковое и всегда запоминающееся оформление.  
Во-вторых, это выбор цвета. Разрабатывая цветовую гамму для каждого слайда, рекомендуется использовать не более трех цветов. Лучше всего воспринимаются два цвета, гармонирующие с оформлением шаблона или подчеркивающие важность информации. Слайды, на которых цвета используются некорректно, утомляют глаза. 
В-третьих, особая роль отводится размеру шрифта и количеству строчек текста на слайде. Ошибочно думать, что восприятие текста на экране компьютера идентично восприятию этого же слайда на большом экране. Учитель, состав­ляющий текст, уже знаком с его содержанием, видит ключевые слова, фразы, легко ориентируется в тексте. Но слушатели испытывают "мини-стресс", когда видят множество строчек. Возникает чувство растерянности: что делать - читать или слушать? К тому же мелкий шрифт достаточно труден для восприятия.
Необходимо учитывать и распространенную проблему со зрением. Как показала практика, оптимальный вариант текстовой информации, которую слушатель воспринимает без особого напряжения, таков: 6-8 строчек текста (не считая строку заголовка), размер шрифта - 32 пункта и более в зависимости от формата слайда. А наиболее запоминающимися считаются слайды, на которых написано 3-4 строчки, выделены ключевые слова и размер шрифта 36 пунктов и более. Причем необходимо выделять ключевые слова или короткие фразы: подчеркивать или выделять размером, видом шрифта, цвет.
В-четвертых,  существуют особые требования к тексту слайда:
ü не следует перегружать поле слайда длинными предложениями, определениями, перечислениями, их легче прочитать в учебнике или на доске;
ü если слайд имеет более 8 строк, то необходимо исключить анимацию, т. к. глаза человека даже вопреки его воле все равно будут следить за движением, а не заниматься чтением и переработкой информации;
ü не следует озвучивать весь текст слайда самостоятельно, т. к. это переводит слушателей в пассивных наблюдателей. Слайды с большим количеством знаков нуждаются в последовательности действий. Сначала читаются обучающимися, потом комментируются учителем, а затем записываются в тетрадь. 
Особенности использования графических изображений в презентации. 
При использовании в презентации графических изображений также необходимо учитывать некоторые особенности, а именно:
? плохо воспринимаются большие таблицы и схемы. Материал такого
рода надо сразу разбивать на более мелкие составляющие и помещать на отдельные слайды;

? демонстрация многознаковых объектов (больших схем, таблиц и
т. п.) должна быть кратковременной, носить обзорный характер и иметь целью показать обширность изучаемого материала;

? если дробление схемы, таблицы невозможно по смыслу, то удобно
несколько раз копировать их в следующий слайд, выделяя цветом, размером шрифта отдельные элементы, на которые следует обратить внимание. Остальную часть следует показывать "в тени";

? количество и размеры рисунков, иллюстраций должны органично
связываться с содержанием текста. Мелкие заголовки и подписи
должны быть исключены, т. к. их просто не видно;

? рисунки, иллюстрации должны соответствовать содержанию текста.
Не стоит увлекаться юмористическими рисунками (прыгающими
человечками, порхающими птичками, раскрывающимися цветочками и т. д.), иначе презентация будет своеобразным показом "комикса";

? слайд-фильм обязательно должен содержать в себе текст;

? рисунки могут играть сопровождающую или информационную роль. При сопровождающей роли рисунок должен занимать 1/8 - 1/4 часть поля слайда. Если рисунок помещается на слайд как объект изучения, то лучше его разместить на все поле. Будут видны мелкие детали, на которые в устной форме можно еще раз обратить внимание учащихся. 
Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:
! избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;

! ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.;

! дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;

! учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.

 Гигиенические требования.
  При показе презентации необходимо помнить, что презентация - это только сопровождение выступления. Длинные презентации утомительны и не воспринимаются, какими бы красочными они ни были.
  Смена слайдов (частота мелькания) должна производиться с учетом возрастных и психологических особенностей слушателей.
  И самое главное - это соблюдение гигиенических требований при использовании презентации как экранного средства обучения. Если презентация проводится в компьютерном классе, и каждый ученик видит ее на экране персонального компьютера, то непрерывная длительность воздействия не должна превышать для 1-х классов -10 мин, 2-5-х классов - 15 мин, 6-7-х классов -20 мин, 8-9-х классов - 25 мин, 10-11-х классов - 30 мин.
Презентация, если это целесообразно, может использоваться на всех этапах урока. При этом первые 15-25 мин урока происходит усвоение 60-80% новой информации. Следовательно, чтобы в памяти учеников оставались новые знания, усиленные визуальным восприятием, не стоит перегружать слайды анимационными эффектами.
Категория: Рекомендации учителю | Добавил: nelga (10.07.2011)
Просмотров: 1559 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]